Мнение экспертов: Каким должен быть Городской Сад?

В данном разделе публикуются мнения экспертов (архитекторов, ландшафтных дизайнеров, градостроителей и т.п.). Единственный вопрос на который мы просим ответить: «Каким, по вашему мнению, должен быть Городской Сад?», но как правило просим экспертов дать развернутый ответ.

Goto page: 1 2

Каково будущее городского сада в г.Кургане? Вопрос на самом деле довольно риторический. При его обсуждении можно не упоминать о уже надоевших аргументах о наличии здесь кладбища XIX века, где захоронены многие известные городские купцы и даже декабристы, мемориальной зоны, связанной с первыми советскими годами, или объекта культурного наследия регионального значения в виде Церкви св.Александра Невского. Главное то, что это мощный ресурс трансформации городского пространства. В таком случае и ориентироваться мы должны на лучшие образцы развития городов в мире. Представить себе любой из таких городов без большой зеленой зоны в его центре просто невозможно. Эта зона — один из мощных факторов релаксации человека, окруженного асфальтом и бетоном. В этом отношении резонно вспомнить и то, как выглядел Курган в 1970-1980-е гг., когда он по праву считался одним из самых зеленых городов за Уралом. Зеленые зоны – это не только дань Году экологии или модному сейчас экологическому мышлению, но и реальной необходимости создания комфорта городской жизни. Это подразумевает наличие в горсаду большого числа деревьев, чистых газонов, на которых можно посидеть или полежать (и давайте что-то уже решим с выгулом собак), скамеек. Дополнительно должны функционировать детские игровые зоны, концертная площадка, фонтаны, могут быть поставлены какие-то артобъекты. Застройка территории сада явно противоречит созданию комфортной среды и городского культурного пространства. При этом мы должны осознавать, что это среда создается как для самих горожан, так и для тех, кто приезжает в наш город. Его центр должен быть привлекательным и удобным, гармоничным сочетанием большой заасфальтированной центральной площади им. Ленина и соразмерной зеленой зоны.

— Денис Маслюженко, декан исторического факультета Курганского государственного университета, председатель регионального отделения Российского исторического общества
Goto page: 1 2
comments powered by HyperComments
Дмитрий Ковалев
2017-02-22 07:24:24
Городской сад для меня, как для архитектора - это одно из немногих открытых общественных пространств в нашем городе. Рассматривать городской сад необходимо в комплексе с ансамблем зданий на центральной площади как когда-то изначально и проектировали коллеги из Ленинграда. Радует, что проектировали центр города именно ленинградцы - люди, которые с детства впитали в себя городскую культуру, лучшие традиции архитектуры и градостроительства. Это подтверждают фотографии советского периода, где в городе очень много зелени и четко прослеживается композиционная связь центральной площади и городского сада. Одна из ключевых проблем современного Городском сада - очень мало деревьев, что не позволяет гасить шум и визуально отделить сад от главных магистралей центра города (ул.Ленина, Гоголя, К.Маркса и Володарского). Размещение объектов капитального строительства на территории Горсада значительно ухудшит экологическую ситуацию и эстетику центра города. Кроме того, территория сада расположена на одном из первых городских кладбищ, точные границы которого до сих пор не определены и являются предметом изучения археологов. Поэтому строить новые развлекательные и торговые объекты на кладбище — это не просто очередное нарушение законов РФ, но и кощунство по отношению к нашим предкам. Развитие современных городских садов Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что на этих территориях снесены построенные ранее здания (например, в Нескучном саду Москвы снесено здание ресторана), а помещения для обслуживания Городских садов размещаются в существующих зданиях и сооружениях на прилегающих территориях. Анализируя окружающие объекты (в радиусе пешеходной доступности) к территории Городского, очевидно, что объектов общепита, мягко говоря, достаточно - минимум 11 объектов: кафе, ресторан, кофейни и т.д. Также вокруг Городского сада расположены школы/гимназии, детские сады, библиотека, театр, кинотеатр и другие объекты социальной инфраструктуры, деятельность которых уже зачастую связана или проходит в городском саду, что повышает эффективность использования территории Городского сада, поэтому необходимо дальше вовлекать окружающие объекты в жизнь Горсада. Очень важно, что окружающая сад застройка не многоэтажная, т.к. в противном случае могло бы создастся ощущение "попадания в колодец", когда небольшая по площади территория зажата многоэтажными высотками из стекла и бетона, поэтому важно сохранять человеческий масштаб окружающей застройки в центре города. Сегодня необходимо разработать концепцию развития озелененных общественных пространств хотя бы центральной части города для закрепления за ними чётко определенной функции и дальнейшего их эффективного использования. На мой взгляд спортивная функция городского уровня сформирована и развита в ЦПКиО, который расположен относительно недалеко от Городского сада, поэтому, на мой взгляд, в Горсаду можно ограничится трассой для лыжного спорта (она же может быть и беговой дорожкой летом или просто пешеходной дорожкой для фланирования). На мой взгляд, развитие Городского сада надо рассматривать с точки зрения улучшения структуры пешеходных пространств, разбивая на серию "зеленых кабинетов", имеющих свои смыслы, малые архитектурные формы, включая современную скульптуру (не похожую на исторических героев в доспехах былых веков), с абсолютным исключением строительства новых объектов. Сегодня в России и других странах есть множество примеров размещения временных павильонов и сооружений в зависимости от архитектурного, культурного и событийного замысла. Только в таком случае Городской сад может объединить посетителей разного возраста, пола, профессии, культуры, даст возможность развиваться с уважением истории и духа места. Кроме того, современная скульптура способна развивать вкус и культуру населения города, уводя его от монументального стереотипа с обязательной похожестью на героя прошлого.